Дюма (Рейнин)
Квадральные признаки:
альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.
Диадные признаки:
иррациональный (циклотим), уступчивый, беспечный, индивидуалист.
Индивидуальные признаки:
интроверт, динамик, деклатим, негативист, сенсорик, этик, стратег, эмотивный.
Описание по функциям:
▲I
Хорошо
(уровень организации личности)
Субъектная сенсорика
Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.
Дюма может подробно рассказывать про свои ощущения и болезни. Он сам знает, где и что у него не в порядке, и не слушает посторонние мнения на этот счет. "Не надо мне ничего рассказывать о моем здоровье. Я вам сам все расскажу про ваше здоровье, хотя и не врач". Врачу он говорит: "Выпишите мне вот это и это и назначьте вот такие процедуры и анализы".
Он обязательно должен как-то себя чувствовать, у него должны быть разнообразные ощущения: вкусовые, тактильные и пр. "Если этого нет, то и меня нет. Я ощущаю, значит, я существую", а следовательно, идет прибавка энергии. Если я при этом еще и понимаю, то я — хороший человек, компетентный. Но если я не чувствую, не ощущаю, то меня просто нет. Обилие различных ощущений свидетельствует о том, что я живу. Дюма — жизнелюб, ярким, почти карикатурным образом которого является Портос. Девиз: "Жить надо!"
Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.
Принцип “Cogito ergo sum” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.
Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.
Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”
Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.
Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.
▲-I
Плохо
(минус-ценности)
Объектная сенсорика
Это форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.
В зоне игнорирования находятся поступок, внешний вид. У людей типа Дюма это иногда выражается в игнорировании внешней формы. Что-то в его образе может быть недостаточно красивым, человек может быть немодно одет. Человек может не совершить поступок, который требуется от него в конкретный момент. Необходимость совершения поступка иногда воспринимается как объективное зло. Приходится что-то делать: вообще-то делать не хочется, но деваться некуда, существует объективная логика ситуации. Люди этого типа часто приукрашивают свои поступки, чувствуя себя героями.
Что с этим делать? Для начала надо знать об этом свойстве, тогда можно начать его искать, узнавать, как конкретно оно проявляется, потому что схема — это одно, а собственное переживание, субъективный опыт — совсем другое. В конкретных проявлениях этот механизм может принимать очень причудливые формы. Их не всегда легко вычленить, и для того, чтобы увидеть данное качество, потребуется дополнительная энергия, осознанно потраченная на эту работу.
Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.
▲II
Надо
(уровень функционирования)
Объектная этика
Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.
Она же зона риска. Дюма любит риск в отношениях. Он общителен и хорошо информирован. Свободно манипулирует информацией в сфере отношений. "Товар", который он "продает", — манипуляция отношениями. Он имеет полную информацию: кто, что, где, с кем и т. д. Очень хорошо видит, знает, что происходит, и в нужный момент может осуществить сдвиг в отношениях, причем таким образом, что никогда не окажется внутри той ситуации, которую сам создал. Это может быть сделано посредством интонации, паузы настолько тонко, что никто никогда не поймет, как это произошло. Можно сказать что-то человеку, не сказав ничего, так, чтобы человек сам догадался и сделал то, что в итоге нужно. Дюма не искажает информацию, но прекрасно владеет искусством умолчания и тенденциозной подачи.
Вообще, формула творческой активности для любого типа: "вторая функция про третью".
Для Дюма "товар" - интрига, формирование информации об отношениях.
Что касается сферы общения — это его сильное место. Дюма отличают умение говорить, полемизировать, общаться с аудиторией, хорошие способности к языкам. Он интересуется различными способами мышления, системами понимания, объяснения, логикой.
Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь человек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.
Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне “острые” решения.
Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.
▲-II
Не надо
(стереотипы поведения)
Субъектная этика
Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.
Собственное отношение Дюма старается прямо не высказывать. Для этого существует стандартная культурность, вежливость. Все и так будет видно из ситуации. Человеку легче говорить о каких-то объективных обстоятельствах, чем о своих эмоциях. Зачастую отношение Дюма к человеку выстраивается на основании определенных и, как правило, формальных критериев. Будучи демократом по поведению, в душе он бывает сильно привержен социальным, статусным моментам. В акцентуированном варианте это ярко выраженный снобизм.
Здесь человек проявляется консервативно, не творчески, здесь существуют само собой разумеющиеся нормы, шаблоны, которых он придерживается. Это требует от него определенных усилий, и его раздражает поведение тех, кто эти нормы нарушает.
▲III
Проблемы
(место наименьшего сопротивления)
Субъектная логика
Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.
Проблема — понимание, объяснение, компетентность. В книгах, написанных людьми этого типа, колоссальное количество ссылок. Дюма как бы обставляет себя ими как защитной стеной (про это было сказано там-то, про это — там-то, тем-то). Ссылка на практику, на авторитеты: подтверждено, напечатано. Так спокойнее. Дюма, как правило, проявляет большую осторожность в обращении с интеллектуальными объектами. Ссылка на какой-то признанный авторитет представителю этого типа кажется более значимой, чем его собственная логика, в которой он никогда до конца не уверен. Зачастую вся система аргументации выстраивается полностью ориентированной на внешние авторитеты.
Однако если на лекции ему задают вопрос: "Читали ли вы такую-то работу? Знакомы ли вы с этим материалом?" — это атака по третьей функции, обвинение в возможной некомпетентности, в непонимании. Здесь уже возникает защитная реакция. И Дюма, умея манипулировать отношениями, быстро найдется что ответить: "Да, читал, там все ерунда". Или: "Да, но она не имеет отношения к тому, о чем здесь говорится". Хотя и не читал, и в глаза не видел.
Бывает, что человек сам себя искусственно ограничивает: "Есть зона, где я все понимаю, а остальное — не мой вопрос". И еще может быть защита по третьей функции такого рода: "Да, я — дурак, я вообще ничего не понимаю. Это интересно, но я не компетентен". Или: "Этого не существует. То, что я понимаю, есть, а всего остального просто нет". Человек как бы ограничивает сферу своего восприятия мира только теми вещами, которые он понимает. Это защита "в минус", довольно распространенный способ упрощения ситуации по третьей функции. Уличение в некомпетентности Дюма воспринимает очень болезненно. Если что-то не соответствует его представлениям, то это либо вызывает очень сильный, но тайный интерес, либо полностью игнорируется. Здесь часто возникает защита, которая выражается в так называемом "комплексе полноценности": "Я — о’кей!"
Итак, для Дюма ощущение компетентности — повод для хорошего отношения к себе, мощная прибавка энергии, плюс-подкрепление. В полемике человек данного типа логичен, напорист, вальяжен, старается подчеркнуть свою компетентность, показывая при этом некомпетентность оппонентов.
Личность получает энергию от общества. Это очень жесткий механизм, в который человека вставляет любой социум. Для того чтобы получать плюс-подкрепления, ему необходимо быть "таким", соответствовать образу "Я — хороший". Социум при этом может быть всякий: любое общество, любая референтная группа, любое значимое для человека окружение. А почему механизм жесткий? Потому что свою энергию целого человек тратит на поддержание определенной "таковости", за что, соответственно, и получает энергию извне, от социума. Человек с детства вовлечен в этот энергетический обмен. Без такого механизма он окажется неуправляемым, асоциальным, а от асоциальности и до антисоциальности недалеко.
Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.
Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется воодушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух концах.
Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться максимальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение ситуации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.
Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.
Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми способами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возникновения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.
Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.
Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто выглядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!
▲-III
Решения
(защита самооценки)
Объектная логика
Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.
Проблема — понять, решение — знать. Если что-то непонятно, нужно узнать, разобраться, прочитать инструкцию, обратиться к специалисту. В записной книжке Дюма телефоны лучших специалистов в самых разных сферах, со многими из них он поддерживает приятельские отношения. При этом ему не зазорно и самому залезть, например, под капот своей машины.
Показывает, каким способом, в каком ключе решаются проблемы данного типа.
Объектная интуиция
Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.
Это место в структуре типа, по которому человек внушаем. "Хочу, чтобы мир был гармоничен, чтобы все было известно и предсказуемо от начала до конца, чтобы все шло по рельсам, по плану, от одной цели к другой". Такое желание может увести человека от удовлетворения своих более глубоких потребностей в размеренное, равномерное бытие, где все известно заранее. Дюма легко запрограммировать, если выдать ему расписание, распорядок жизни на какой-то более или менее длительный отрезок времени. При этом у него выстраивается последовательность событий, он уже знает, что будет делать и в каком порядке, например обучение в медицинском институте, рассчитанное на семь лет.
Нарушение целостности внешней ситуации может привести Дюма к стрессу или ступору. Допустим, он знает, что за первым будет второе, потом третье и четвертое, пятое и вдруг… неожиданное событие, которого не было в его представлении. Для Дон Кихота и Гексли — это нормальная ситуация: неожиданное событие? Ну и что, даже интересно. А Дюма впадает в ступор, оп!.. И он может просто застыть на месте и стоять, полностью отключившись от внешнего мира. Ему потребуется какое-то время, чтобы все "переварить" и снова создать какую-то целостность. Однако, как правило, Дюма очень хорошо подготовлен. 95 % ситуаций он легко парирует, зная заранее как действовать. У него есть набор ситуаций, для которых заготовлены определенные стандартные реакции. Допустим, сорок ситуаций. Но вот возникла сорок первая и… стоп! Мы когда-то работали с летчиками гражданской авиации, анализировали ситуации аварий. И вот этот тип достаточно отчетливо себя проявил. Опытный летчик летает всю жизнь, в любой табельной ситуации он действует лучше всех. Возникла нетабельная — и он оказался беспомощным, неспособным с ней справиться. Спонтанность неприемлема. Медитация может служить для увеличения объема ситуаций, но все пройти невозможно, и при всей защищенности рано или поздно возникнет момент неожиданности. Человеку с таким типом необходимо знать, что если он "вставился" в какое-то расписание, ему будет довольно трудно из этого расписания вырваться.
"Хочу учиться в хорошей школе, чтобы меня последовательно всему научили". Хорошее место там, где надежно обеспечена целостность внешней ситуации.
Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7–10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а остальные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.
Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.
Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.
Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начинает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.
Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.
Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.
Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.
Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.
Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.
▲-IV
Боюсь
(мнительность)
Субъектная интуиция
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Страх познать самого себя, погрузиться в себя. Для Дюма большая проблема — самоанализ. Есть типы, которые с удовольствием занимаются самоанализом, но только не Дюма и не Габен. Тут есть три варианта: первый вариант — он погрузился неглубоко, но ему кажется, что это уже предел, дно; второй вариант — он погрузился не в себя, а в свои мысли о себе; третий вариант — это не Дюма. Тоже может быть.
Здесь вновь вступает в силу "комплекс полноценности", Дюма уходит от внутренних проблем путем их игнорирования: "Я — о’кей". Нет, это не мания величия, не нужно путать. Почему этот комплекс так плохо описан в психологической литературе? Да просто потому, что с этим никто к психологу не обращается. Обращаются с проблемами, а тут — у меня нет проблем, все прекрасно. Внутренняя ситуация всегда целостна: "Это не трогайте, там у меня все хорошо". Тем самым человек отграничивает, отделяет себя от большой части мира, от пространства, в котором есть какая-то вероятность, что там с ним что-то "не о’кей". Этот объем — "не о’кей" — как бы не существует, Дюма весьма искусно его игнорирует. Но так не может продолжаться долго, через некоторое время снова начинаются столкновения с тем, что не совсем "о’кей". Точно так же, как невозможно разделить людей на хороших и плохих, с хорошими жить, а плохих отправить на гильотину. Через некоторое время среди хороших снова начнутся поиски плохих. Так и здесь развивается процесс своего рода "схлопывания" жизненного пространства, и, как следствие, приходит одиночество.
Автор - Григорий Рейнин
|